1
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы……………………….. 3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………… 3
1.2 Цель и задачи программы………………………………………………… 6
1.3. Содержание общеразвивающей программы……………………………7
1.4. Планируемые результаты………………………………………………. 10
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………… 11
2.1. Условия реализации программы……………………………………….11
2.2 Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы………...… 12
Список литературы…………………………………………………………...15
2
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать
задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом,
психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое
искусство, обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических
впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную
часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг
социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Танец
можно назвать ритмической поэмой. Слово «Танец» вызывает в нашем
сознании представление чего-то грандиозного, нежного и воздушного.
Занятие танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают
любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной
личности
дошкольника.
Дошкольный
возраст
–
один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка.
Именно
в
эти
годы
закладываются
основы
здоровья,
гармоничного
умственного,
нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность
ребёнка.
В период от пяти до шести лет ребёнок интенсивно растёт и разви
вается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое и
художественное воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво,
дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они
нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов
необходимо чередовать разные виды музыкально- ритмической деятельности:
использовать музыкально- ритмические игры, этюды, пальчиковую
гимнастику. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Особое место в программе уделяется подбору музыкально-ритмического
репертуара,
который
выполняется
ежегодно
в
связи
с современными требованиями. При этом он отвечает требованиям высокой
художественности, воспитывает вкус ребёнка и обогащает его
разнообразными музыкальными впечатлениями, вызывая моторную реакцию,
а также удобен для двигательных упражнений. Занятия хореографией
помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать
чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться
двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для
сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость,
скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо
3
не
только
для
занятия
танцем,
но
и
для
здоровья
в
целом. Хореография не только даёт выход повышенной двигательной э
нергии
ребёнка,
но и способствует
развитию у него многих полезных качеств.
Красивые движения, усвоенные на занятии, ребёнок с радостью и
интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для
маленького человека и его родных доставляют его показательные
выступления на
праздничном
концерте и на открытых занятиях!
В процессе работы над движениями под музыку, формируется
художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким
образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя
воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие
эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают
радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к
музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.
Направленность: социально-педагогическая.
Актуальность.
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его
художественное «я» как составную часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности,
музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует
на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста.
Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения,
развивает ребенка всесторонне.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
занятия по хореографии реализуется через игровую деятельность. Все занятия
носят игровой характер, насыщены развивающими игровыми упражнениями.
На занятиях также применяются здоровьесберегающие технологии: развитие
общей и мелкой моторики,
дыхательная гимнастика, пальчиковая
гимнастика.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развития
чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и
ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму
физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный
отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье
детей. Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии,
посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев.
Помогает им влиться в огромный мир музыки – от классики до современных
стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям.
Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей
4
развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению.
Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке,
пластики.
Отличительные особенности данной Программы выражается в
создании культурно-эстетической среды для успешного развития
дошкольников и заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку,
в работе с подгруппами детей, в учете их возрастных особенностей,
обеспечении оптимальной физической нагрузки, способствующих успешному
личностному росту.
Программа построена на принципах последовательного, поэтапного,
систематического и непрерывного обучения.
Форма интегрированного занятия в процессе обучения хореографией
позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении таких
предметов как музыка, физкультура, математика.
Интегрированные занятия развивают у дошкольников интерес,
активизируют умственную деятельность, способствуют гармоничному
развитию и расширению кругозора и жизненного опыта.
Занятия хореографией и физической культурой неразрывно связаны
между собой. Такие интегрированные занятия дополняют теорию физической
культуры, укрепляют здоровье, формируют мышечный аппарат и осанку
детей, что способствует подготовке к дальнейшей организации здорового
образа жизни.
Занятия хореографией помогают понять определённые математические
термины: при построении в одну шеренгу (это прямая), в колонну по два, по
три - (параллельные прямые), в круг - (окружность), диагональ.
Полученные знания в дальнейшем используются в жизнедеятельности
детей.
Педагогом должны быть созданы следующие условия организации
жизнедеятельности:
приобщение к духовно-нравственным ценностям;
игровые моменты во время занятий для общения и творческого
самовыражения;
создание дружного хореографического коллектива.
Программа художественной направленности опирается на парциальные
программы: Ритмическая мозаика - Буренина А.И.(г. Санкт – Петербург 2000
год); «Са-фи-дансе» -танцевально-игровая гимнастика для детей – Фирилёва
Ж.Ё., Сайкина Е.Г.
В программе представлены различные разделы, все разделы программы
объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт
учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает
процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон
занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих
способностей ребёнка.
Адресат
Программы:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности по освоению
5
детьми дошкольного (5-7 лет) возраста основам хореографического
исполнительства
и
приобретению
детьми
начальных
навыков
хореографического творчества.
Возрастные особенности детей 5 – 7 лет.
Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал.
Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать
свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению,
фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным
направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие
нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.
Задачей педагога является формирование способов отношений с
несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и
тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы
комбинации различных танцевальных движений и перестроений.
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные
музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа,
предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных
движений.
Режим занятий: 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю во 2 - ю
половину дня вне основных режимных моментов.
С целью сохранения здоровья и исходя из программных
требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Объем Программы: количество часов – 36.
Срок реализации Программы: программа рассчитана на 1 год
обучения.
Уровневость: стартовый уровень.
Форма обучения: очная, групповая.
Виды занятий:
практические занятия;
занятие-объяснение;
занятие-путешествие;
игровое занятие;
постановка и репетиция танцев;
открытое занятие, выступление на детских праздниках
Формы подведения результатов: открытое занятие, а также воспитанники
будут принимать участие в конкурсах, развлечениях в ДОУ, районных и областных
мероприятиях, фестивалях.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: формировать у детей творческих способностей через
развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений. Укреплять
здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического и
профессионального проведения НОД, основанного на классических
6
педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и
методов воспитания дошкольников.
Задачи Программы:
1. Обучающие - научить детей владеть своим телом, обучить культуре
движения, основам классического, народного, историко-бытового и бального
танца, музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей
вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать
свои движения с музыкой.
2. Развивающие - развитие музыкальных и физических данных детей,
образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой
активности и развитие интереса к танцевальному искусству.
3. Воспитательные - воспитание эстетически-нравственного восприятия
детей и любви к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности,
целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в
коллективе.
1.3. Содержание программы
Специфика работы с детьми дошкольного возраста не позволяет
разделить конкретное количество часов на теоретический и практический
материалы. Поэтому в учебном плане программы предложено общее
количество часов по каждой теме.
Учебный план
№ Наименование
п/п раздела
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вводное занятие
Раздел «Ритмика»
Раздел «Гимнастика»
Раздел «Танцы»
Раздел «Музыкально –
ритмическая компози
ция»
Раздел «Пальчиковая
гимнастика»
Раздел «Музыкально –
подвижные игры»
Закрепление
пройденного
материала
Открытые
мероприятия
Итого:
Количество часов
Всего Теория Практика
2
2
8
8
8
1
1
2
2
2
1
1
6
6
6
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
2
1
1
Наблюдение
2
1
1
Наблюдение
2
0
2
Наблюдение,
беседа
2
0
2
Наблюдение,
беседа
36
10
26
7
Содержание программы по хореографии.
Раздел Ритмика»
Теория: познакомить с основой ритмических движений
для развития чувства ритма и двигательных способностей детей,
Практика: красиво и правильно выполнять движения под музыку,
соответственно её характеру, ритму, темпу.
В этот раздел входят специальные упражнения для согласования
движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Гимнастика»
Теория: освоение ребёнком различных видов движений.
Практика: знакомить со строевыми, общеразвивающими, а
также заданиями на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.
Раздел «Танцы»
Теория: формирование у детей танцевальных движений.
Практика: в раздел входят танцевальные шаги, элементы
хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного,
бального, современного и ритмического.
Раздел «Музыкально – ритмическая композиция»
Теория: направлен на формирование у детей пластичности,
гибкости и координации.
Практика: в разделе представлены образно-танцевальные композиции,
каждая
из
которых
имеет
целевую
направленность,
сюжетный характер и завершённость. Все композиции объединяются в к
омплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
Раздел «Пальчиковая гимнастика»
Теория:
развитие
ручной
умелости,
мелкой моторики и координации движений рук.
Практика: упражнения обогащают
внутренний
мира ребёнка.
Оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления,
развитию фантазии.
Раздел «Музыкально – подвижные игры»
Теория: является ведущим видом деятельности дошкольника.
Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения,
ролевые ситуации, соревнования.
Практика: выступление перед детьми младшего, среднего возраста; на
концерте перед родителями.
Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста.
Месяц Веселый тренинг
Танец
Подвижные игры
Октябрь Качалочка.
Цапля.
«Цыганский».
8
Возьми платочек!
Подкрадись
неслышно.
Катание на морском
коньке.
Стойкий оловянный
солдатик.
Хитрая лиса.
Угадай по голосу.
Ноябрь Катание на морском
коньке.
Стойкий оловянный
солдатик.
Ловкий чертенок.
Растяжка ног.
«Ламбада с
султанчиками».
Собери мячи.
Удочка.
Пустое место.
Змея.
Декабрь Ловкий чертенок.
Растяжка ног.
Ах, ладошки.
Карусель.
«Летка-енка».
Мороз-Красный
нос.
Разверни круг.
Мышеловка.
Добрые слова.
Январь
«Ежик резиновый».
Быстро возьми!
Кто ушел?
Мяч соседу.
Тихо-громко.
Февраль Маленький мостик.
Паровозик.
Лодочка.
Насос.
«Яблочко».
Снежная королева.
Оттолкни мяч.
Ловишки с
ленточкой.
Март
«Русский».
Карусель.
Щука.
Вышибалы.
Успей выбежать.
Апрель Ракета.
Экскаватор.
Крокодил.
Гусеница.
«Антошка».
Меткий стрелок.
Птицелов.
Вдвоем в обруче.
Необычный
художник.
Май
«Чунга-чанга».
Тик-так!
По местам.
Парк
аттракционов.
Салют.
Ах, ладошки.
Карусель.
Маленький мостик.
Паровозик.
Лодочка.
Насос.
Ракета.
Экскаватор.
Крокодил.
Гусеница.
Колобок.
Достань мяч.
9
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
способность соотносить поступки и события с принятыми этическими
нормами, выделять нравственный аспект;
потребность беречь и развивать культурное наследие своей страны и
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
положительная мотивация к познанию и творчеству в выбранном виде
деятельности, а также к возможному получению профессий, связанных с
хореографией;
соответствующие возрастным особенностям физические качества и
потребность в здоровом образе жизни;
способность к рефлексии, адекватная самооценка и отношение к критике
товарищей;
умение предъявить результат творческой деятельности зрителю;
будут воспитаны дисциплинированность, трудолюбие, самостоятельность,
аккуратность, ответственность.
Предметные результаты:
способность грамотно и музыкально исполнять все основные движения
классического,
народно-характерного, эстрадного и историко-бытового танца.
уметь выражать в пластике общее содержание музыки; её образные
ассоциации;
общаться и слаженно работать с партнерами в процессе концертных
выступлений.
будет знать различные танцевальные техники на уровне, позволяющем
продолжить
обучение в профессиональных образовательных учреждениях.
Метапредметные результаты:
эстетическое восприятие окружающей действительности;
ориентация в ценностях культуры, способность самостоятельно оценивать
конкретные явления культуры, способность к сотрудничеству и владение
позитивными способами взаимодействия с окружающими; умение адекватно
вести себя в различных социальных ситуациях;
способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
владение методами самообразовательной деятельности и эффективными
способами организации свободного времени;
умение анализировать проделанную работу, планировать и организовывать
дальнейшую деятельность;
10
способность работать с разными источниками информации, анализировать,
систематизировать знания, сохранять и передавать информацию.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение: музыкальный зал, оснащенный:
ковровое покрытие;
коврики для партерных занятий;
магнитофон;
тематические предметы для сюжетных танцев (бубны, ленты, зонтики,
мячики;
технические средства: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный
проектор;
USB-флеш-накопитель, CD- диски,
наглядные пособия, дидактические материалы;
танцевальные атрибуты (платочки, ленты, обручи, мячи);
шумовые инструменты (ложки, трещотки, бубны) по необходимости;
костюмы, головные уборы (в соответствии с репертуаром).
- информационное обеспечение: иллюстрации с изображением танцев
различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных
коллективов, видео материалы.
Коренева, Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]: учеб.- метод. пособие
/ Т. Ф Корнеева .- М: ВЛАДОС 2015.– 136с,149 с.
Сайт [www документ]—
URL: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
- кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования – Булатова
Н.М.
- методические материалы:
набор музыкального материала на флеш- носителях;
тематические папки («История хореографии», «Классический танец»,
«Хореографические профессиональные коллективы», картотека игр).
1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической
пластике для детей. 2 изд. испр. и доп. – СПб: ПОИРО. 2000 г.
2.А.И.Буренина.
Ритмопластика.
Учебно-методическое
пособие.СПб.2002г.
3. Г. Франио, И. Лифиц. Методическое пособие по ритмике. – М. «Музыка»,
2005.
11
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Мониторинг результативности Программы проводится два раза в год (за
весь период обучения), для выявления начального уровня умений и навыков
обучающихся по Программе и с целью освоения Программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностическая карта (приложение № 2), открытые мероприятия.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
общеразвивающей программе (приложение № 1).
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости являются: систематичность и учет индивидуальных
особенностей обучающегося.
Каждый из видов контроля освоения общеобразовательной программы
обучающимся имеет свои цели, задачи и формы, что позволяет отследить
уровень усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков,
уровень развития физических и эстетических качеств личности обучающихся,
их эмоциональное состояние.
Разработаны творческие задания. Выполнение этих заданий оценивается
по уровням: низкий, средний, высокий.
Приложение 1
3 б. Высокий
уровень —
оптимальное развитие
качества или навыка
2 б. Средний уровень —
качество или навык
находится в развитии
в полном объеме
освоил практические
умения и навыки;
самостоятельно,
непринужденно и
пластично и
выразительно
выполняет
танцевальные
движения по
программе
проявляет
заинтересованность к
восприятию
программного
танцевального
материала
освоил практические
умения и навыки в
неполном объеме;
движения не всегда
пластичны и
скоординированы;
недостаточно ритмичен в
исполнении
танцевальных движений
3 б. Низкий уровень —
развитие качества или
навыка находится в
начальной стадии
развития
недостаточно освоил
практические умения и
навыки; движения
скованы и не
естественные
редко проявляет интерес отсутствует интерес к
к освоению
восприятию
танцевального материала танцевального
материала
12
в свободной пляске
самостоятельно и
выразительно
исполняет
придуманные или
выбранные
однотипные движения
самостоятельно и
эмоционально
перевоплощается и
передает в танце
игровой образ
в свободной пляске, при
оказании словесной
помощи проявляет
творчество в исполнении
выбранных однотипных
движений
при оказании словесной
помощи неспособен
воспринимать характер
музыки и движения.
при оказании словесной отсутствует интерес к
помощи передает игровой восприятию движений
образ
под музыку.
На основании результатов промежуточной аттестации определяется
успешность развития детей и усвоения ими
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы на определенном этапе
обучения. Отслеживание результатов обучения по основным параметрам
проводится во время промежуточной и итоговой аттестации.
Приложение 2
Диагностическая карта
№ Фамилия,
п/ имя
н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г
п обучающ
егося
1
2
3
4
5
6
7
Итого:
Общий балл
к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г.
Средний балл
Диагностика детей динамики развития музыкально-ритмических
способностей
Для отслеживания динамики развития музыкально – ритмических
способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие
параметры:
1. Артистизм – исполнение любого номера красиво, свободно, в
соответствии с характером произведения.
13
2. Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу
выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
3. Координация – умение согласовывать движения различными частями
тела под музыку.
4. Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу
движений.
5. Осанку - манера держать своё тело в статике и динамике, в
пространственных и временных условиях.
6. Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический
рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в
требуемом темпе.
Методические рекомендации для проведения диагностики
Данную диагностику желательно провести на первых этапах занятий.
Для определения уровня развития музыкально – ритмически
способностей можно использовать трёхбалльную систему, где:
3 – это показатель высокого уровня;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень.
В процессе диагностирования можно выявить группы, обучающихся с
низким уровнем развития музыкально – ритмических способностей, высоким
уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей кадет
поможет определить основные проблемы и составить в соответствии с ними
развивающие комплексы упражнений. Ребятам с высоким уровнем развития
музыкально – ритмических данных необходима соответствующая
корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных
развивающих упражнений.
Для отслеживания роста в развитии можно использовать специально
составленные контрольные упражнения. Правильно подобранные задания (с
учётом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в
достижении результатов.
14
Список литературы
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической
пластике для детей. 2 изд. испр. и доп. – СПб : ПОИРО. 2000 г.
2. А.И.Буренина. Ритмопластика. Учебно-методическое пособие.
СПб.:2002г.
3. Г. Франио, И. Лифиц. Методическое пособие по ритмике. – М.
«Музыка», 2005.
4.Бекина С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей
5-6 лет). М.: изд. «Просвещение», 2003.
5.Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: 2002.
6.Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному
развитию дошкольников (младшая группа). – М.: Вако, 2005.
7.Зарецкая Н.В. Танцы в детском саду. М.: Айрис- пресс, 2006.
8.Роот З. Праздники в детском саду. Сценарии, песни и танцы. М.:
Айрис- пресс, 2006.
9.Ж.Е.Фирилева «Са-Фи-Дансе» танцевально-игровая гимнастика для
детей. СПб., 2001.
10.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая
гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 352с.
15